Специальный Линейный (special_linear) wrote,
Специальный Линейный
special_linear

Меня зовут Красный (на самом деле не меня)

У известного филолога и семиотика Бориса Успенского есть замечательная книга «Поэтика композиции», основной темой которой является понятие «точки зрения» в художественном произведении. Я не буду советовать ее читать всем и каждому, поскольку это совсем не развлекательное (хотя и очень увлекательное!) чтиво. Но чуть-чуть расскажу о содержании.

Простейшие примеры проявления точки зрения — авторские ремарки о событиях, которые по сюжету еще не произошли, о которых герои знать не могут и так далее, изложение событий от лица одного из персонажей, «следование рассказчика» за героем (ассоциации с кинематографом, конечно). Другой пример, на первый взгляд очевидный, но довольно хитрый по существу — позиция художника относительно изображаемого объекта. Туда же — рамка у картины, которая искусственно ограничивает поле зрения (сразу вспоминается распространенный в комиксах прием, когда персонаж буквально выходит за рамки кадра). В другом тексте того же автора, «О семиотике иконы», подробно сравнивается привычная нам техника изображения с иконописью (обратная перспектива, разрезанные дома и так далее), как раз в контексте того, какую точку зрения имеет в виду автор.

Указанные примеры я выбрал не просто так, а в связи с основной темой данного поста, который, вообще говоря, про другую книжку. А именно про «Меня зовут Красный» Орхана Памука.

Роман примечателен тем, что в каждой главе повествование ведется от лица одного из персонажей. Более того — от лица не только персонажей: от лица лошади, дерева («я стояло», «я думало»), пары нарисованных дервишей, монеты (как если бы история часов из «Криминального чтива» была рассказана часами), женщины (обобщенной), и даже от лица красного цвета (откуда название книги). При этом регулярно герои осведомлены о том, что являются персонажами книги (или речи одного из героев), продолжают рассказ после собственной смерти, переходят из реальной жизни в рисунок и обратно. Еще более безумный пример (и не вписывающийся в классификацию из книги Успенского!) — от лица одного и того же персонажа рассказывается с разных точек зрения. Устроено это так: по сюжету есть три предполагаемых убийцы, от лица каждого из которых ведется повестовование в некоторых главах (и главы называются «Меня зовут так-то»), и в то же время есть главы, обозначенные «Меня назовут убийцей», в которых повестование ведется от лица убийцы (но читатель не может понять, кто из этих троих). То есть в тексте разделены понятия «повествование от лица» и «точка зрения».

Всё это может показаться забавным упражнением, игрой с читателем и развлечением, но на самом деле таковым не является. Одна из основных тем романа — противостояние китайско-персидской традиции рисунка и новой европейской живописи (дело происходит в конце XVI века). То есть по существу спор том, следует ли использовать перспективу и натуралистичное изображение предметов и лиц (изображать мир так, как его видит художник), или же отказаться от перспективы (обусловленной фактическим видением, к которому обратная перспектива противоположна) и использовать простые цвета, однотипные лица и глубже использовать символы (мир, как его видит Аллах, аналогично христианской иконописной традиции). И вот тут переходы от одной точки зрения к другой оказываются как нельзя кстати!

В конце не могу избежать высказывания уже, наверное, очевидного факта, что эту книгу я всем горячо рекомендую (как и другие романы Памука, особенно «Музей невинности», про который я уже год порываюсь написать что-то развернутое, и «Снег»).

А сказать хотелось про то, что совершенно непонятно, как бы я эту книгу воспринял, не прочитай я ранее Успенского, не насмотрись в Мумбаи на индийские миниатюры, и так далее. По глубине и широте проникновения в историю, в мифы и в символы Памук очень схож с Пелевиным, что заставляет тут же задуматься, сколько еще слоев смысла в текстах последнего мне как читателю оказалось недоступно. Они действительно во многом очень похожи (разве что Памук про любовь, а Пелевин про шизофрению).

Читайте больше, а еще больше — перечитывайте!
Tags: книжный червь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments